Практически все профессиональные фотографы снимают кадры в RAW формате.  Что такое RAW и почему его все любят?
RAW  — сырой, необработанный кадр, сохранивший в себе ВСЮ информацию, которую зафиксировала камера. Можно считать, что это пленка, которую нужно проявить. Фотографы любят RAW за то, что благодаря большому объему информации, в процессе обработки можно выжать из кадра максимум красоты без потери качества. Кроме того, при обработке RAW кадра в исходное изображение не вносится изменений, поэтому его невозможно испортить.
Из-за большого количества информации RAW кадр весит намного больше, чем JPEG, и открыть для просмотра его можно только в некоторых программах. Поэтому сырой кадр не получится сразу выложить в соц.сети, на маркетплейсы, распечатать и т.д. 

Что происходит с кадром в процессе обработки?

Условно этот процесс можно поделить на два этапа — цвето- и светокоррекция и детальная ретушь. 

Цвето- и светокоррекцию можно сравнить с проявкой. Сырой кадр выглядит блекло, не контрастно, может быть некорректный баланс белого. На нем есть искажения, которые появляются из-за физических особенностей объектива:
— дисторсия
— хроматические абберации
— виньетировние

Поэтому первый этап обработки включает в себя:
— настройку температурного баланса кадра
— настройку экспозиции
— корректировку яркости/контрастности
— корректировку базовых цветов
— исправление особенностей оптики

Посмотрите пример — слева кадр — сырой, справа кадр — цвето- и светокоррекция

*кадры для бургерной Мясоroob


Путь фотографии от матрицы фотоаппарата до кнопочки «опубликлвать». Екатерина Лементуева фуд-фотограф, предметный фотограф, Новосибирск
Путь фотографии от матрицы фотоаппарата до кнопочки «опубликлвать». Екатерина Лементуева фуд-фотограф, предметный фотограф, Новосибирск


Для некоторых кадров, например, для простого контента, этого будет достаточно. Но для меню, рекламы, маркетплейсов чаще всего нужна детальная ретушь. Почему?


1. Фокус

Возьмем, например, фотографии для меню. 
Чаще всего, на одной странице меню располагают 2-3 блюда. И, если снимать на адекватной диафрагме, то два из трех блюд окажутся в расфокусе. 
Блюда в расфокусе считываются гостями заведения как что-то неважное, дополнение, реквизит к «основному» блюду, которое находится в фокусе, а значит, на них меньше обращают внимание — меньше покупают. Кроме того, блюдо в расфокусе сложно рассмотреть и понять его ингредиенты. 

Что же делать?

Нет, снимать на максимально закрытой диафрагме — плохая идея (почему — тема для отдельной статьи). Поэтому кадр с тремя блюдам нужно снимать в стекинг — несколько кадров с разной точной фокусировки, а потом собирать в фотошопе или других прогаммах. 

Посмотрите пример. На фотографии слева в фокусе только хинкали на переднем плане. На фотогрфии справа в фокусе все хинкали. 

*кадр для ресторана Аджики не жаль

Путь фотографии от матрицы фотоаппарата до кнопочки «опубликлвать». Екатерина Лементуева фуд-фотограф, предметный фотограф, Новосибирск
Путь фотографии от матрицы фотоаппарата до кнопочки «опубликлвать». Екатерина Лементуева фуд-фотограф, предметный фотограф, Новосибирск

2. Блики и свет

Если в кадре есть стекло, металлическая, глянцевая или любая другая отражающая поверхность, то необходимо корректно передать ее вид в кадре. Для этого можно городить вокруг композиции сложную световую схему с миллионом флагов и отражателей, или, если не хватает места или техники, снимать в несколько кадров. Такая же ситуация, если нужно сделать кадр с жестким светом, и вместе с этим корректно показать упаковку/предмет/блюдо. 

Посмотрите пример — у пудры сложная упаковка металлик. Задача была — снять кадр с жесткими тенями. Если снимать такую пудру с жестким источником, то металлизированая поверхность получается неравномерной, где-то появляются пересветы, где-то слишком темные участки. Название бренда плохо считывается. Поэтому совмещается несколько кадров, в нашем случает четыре— кадр с жесткой тенью, кадр с хорошим освещением упаковки, кадр с подстветкой названия и кадр с акцентом на блестяшки в пудре. 

Чувствуете разницу?

*кадр снятый в рамках курса PrоПредмет от Анастасии Максимовой


Путь фотографии от матрицы фотоаппарата до кнопочки «опубликлвать». Екатерина Лементуева фуд-фотограф, предметный фотограф, Новосибирск
Путь фотографии от матрицы фотоаппарата до кнопочки «опубликлвать». Екатерина Лементуева фуд-фотограф, предметный фотограф, Новосибирск

3. Коллажирование

Происходит в случаях, когда:
— предмет всего один, а нужно сделать несколько в кадре
— съемка левитации
— съемка быстрых процессов — всплески, дым, пар, огонь, искры и т. д. 

Для таких кадров снимается «чистый» кадр, на котором зафиксированы все статические обьекты и чистый фон. А потом снимается то, что должно лететь, литься, биться, гореть. Из миллиона получившихся кадров выбирают  те, на которых удалось поймать самый идеальный момент, а потом совмещают все в фотошопе. 

Посмотрите пример, из скольких кадров получилась левитация роллов. 

На отдельно снятый фон+пустую соусницу наложены всплески, капельки, три ролла, кунжут, зеленый лук, икра тобико, палочки. Для этого каждый элемент вырезается, комбинируется на чистовом кадре, на каждом взаимодействующем предмете рисуется тень. 

Согласитесь, сложная задача?

*кадр для паназиатского бара Мятный карась

Путь фотографии от матрицы фотоаппарата до кнопочки «опубликлвать». Екатерина Лементуева фуд-фотограф, предметный фотограф, Новосибирск
Путь фотографии от матрицы фотоаппарата до кнопочки «опубликлвать». Екатерина Лементуева фуд-фотограф, предметный фотограф, Новосибирск
Путь фотографии от матрицы фотоаппарата до кнопочки «опубликлвать». Екатерина Лементуева фуд-фотограф, предметный фотограф, Новосибирск
Путь фотографии от матрицы фотоаппарата до кнопочки «опубликлвать». Екатерина Лементуева фуд-фотограф, предметный фотограф, Новосибирск
Путь фотографии от матрицы фотоаппарата до кнопочки «опубликлвать». Екатерина Лементуева фуд-фотограф, предметный фотограф, Новосибирск
Путь фотографии от матрицы фотоаппарата до кнопочки «опубликлвать». Екатерина Лементуева фуд-фотограф, предметный фотограф, Новосибирск
Путь фотографии от матрицы фотоаппарата до кнопочки «опубликлвать». Екатерина Лементуева фуд-фотограф, предметный фотограф, Новосибирск
Путь фотографии от матрицы фотоаппарата до кнопочки «опубликлвать». Екатерина Лементуева фуд-фотограф, предметный фотограф, Новосибирск
Путь фотографии от матрицы фотоаппарата до кнопочки «опубликлвать». Екатерина Лементуева фуд-фотограф, предметный фотограф, Новосибирск
Путь фотографии от матрицы фотоаппарата до кнопочки «опубликлвать». Екатерина Лементуева фуд-фотограф, предметный фотограф, Новосибирск
Путь фотографии от матрицы фотоаппарата до кнопочки «опубликлвать». Екатерина Лементуева фуд-фотограф, предметный фотограф, Новосибирск
Путь фотографии от матрицы фотоаппарата до кнопочки «опубликлвать». Екатерина Лементуева фуд-фотограф, предметный фотограф, Новосибирск

Как видете, детальная ретушь намного сложнее, чем цвето- и светокорекция + затрачивает большое количество времени. 

Поэтому при оценке стоимости съемки фотограф обязательно запрашивает у вас — для чего нужны фотографии, куда они пойдут, как выглядит продукт, который нужно отснять и нужна ли магия в кадре. От этого сильно зависит стоимость. И чем сложнее ретушь, тем дороже будет работа ретушера. Но и результат будет огонь!

Если вы прочитали статью и захотели поделиться мыслями или задать вопрос — жмите на кнопку ниже и пишите сообщения:)

Написать Кате